839

"Мы хотим создать небольшую империю": основательницы мастерской "Бусы" - о своем бизнесе, декоре и культуре барнаульских свадеб

Свадебный декор

Если посмотреть в Instagram картинки с хэштегом #свадьбавбарнауле, то не заметить работы студии декора «Бусы» невозможно. Когда их видишь впервые, то ловишь себя на мысли: «Это точно было сделано на Алтае?». В оформлении «Бус» читается мысль, концепция и вкус, а еще – стремление раздвинуть границы провинциальных представлений о том, как должна выглядеть свадьба. В интервью «Свадьбоделов.ру» основательницы студии «Бусы» Людмила Лыкова и Алена Ефремова рассказали, с какими сложностями сталкивается творческий бизнес в небольшом городе, а также о том, какой декор будет востребован на барнаульских свадьбах в 2016 году.

Текст: Ирина Лопухова, редактор "Свадьбоделов.ру"

Людмила Лыкова и Алена Ефремова познакомились в 2013 году в социальной сети. К тому времени Людмила, получившая образование архитектора в Барнаульском строительном колледже, успела семь лет проработать сметчицей в строительной фирме. Ей надоела «технарская работа», захотелось заниматься творчеством, и она начала подрабатывать декоратором, параллельно с работой в офисе. Спустя полгода Людмила ушла из строительства и вскоре начала искать себе партнера, чтобы создать собственный бизнес в сфере декора.

В одной из соцсетей она нашла страницу Алены, на которой были выложены фотографии с ее недавней свадьбы. Невеста сама организовала и оформила торжество в стиле винтаж, ей помогала только сестра.

Сейчас основательницы «Бус» шутят, что Алена затеяла свадьбу через семь лет знакомства со своим мужем только для того, чтобы иметь возможность ее оформить.

Людмиле понравилось оформление, и она предложила встретиться. У Алены за плечами было образование преподавателя-лингвиста и разнообразный опыт работы: учитель, продавец, администратор в гостинице. Декором она увлекалась как хобби, а еще – пыталась научиться шить платья.

Алена вспоминает о судьбоносной встрече с Людмилой так:

- Мы сразу начали делиться какими-то идеями, перебивая друг друга, и уже буквально со следующей недели работали вместе. Со второй недели стало казаться, что мы знаем друг друга очень давно. Через два месяца у нас появилась студия-мастерская, через три месяца – мы под крышу ее заполнили декором и сняли еще одно помещение. Запустился неостановимый процесс развития. У нас очень похож вкус. Нам нравятся одни и те же идеи, мы понимаем друг друга с полуслова.

О первых шагах студии "Бусы"

- Насколько было сложно начать свое дело в сфере свадебного декора в Барнауле? Нужен ли был какой-то стартовый капитал?

Людмила (далее – Л.): - Прежде всего, нужна любовь к этому делу, желание им заниматься и амбиции. Стартового капитала у нас не было. И сейчас нет никакого капитала: все, что мы зарабатываем, снова вкладываем в бизнес. Не знаю, когда мы вообще начнем зарабатывать (смеется - прим. "Свадьбоделов.ру"). Пока нам нравится так. У нас планы грандиозные, мы понимаем, пока рано останавливаться и говорить, что мы уже чего-то добились. Работаем на развитие. Первый год, можно сказать, мы жили в мастерской, приходили домой только ночевать. Было очень много работы на свадьбах, а делали мы все сами.

Алена (далее - А.): - Иногда уходили из дома в четверг вечером, а возвращались в воскресенье утром. Идут свадьбы подряд в пятницу и в субботу, а в 12 ночи после торжества нужно ехать на демонтаж декораций. Сейчас у нас есть штат сотрудников – 3-5 декораторов, монтажники, швеи, и наши расходы растут - нужно платить зарплату и за аренду помещений.

- Как вы нашли первых клиентов?

Л.: - Они сами нас находят. Я помню, сидели мы с подругами 8 марта в 2013 году, я говорю им, что надоело мне работать в офисе и заниматься только свадебными аксессуарами, мелко все это, хочу свадьбы целиком делать. И буквально через месяц после этого разговора, звонит мне девушка, знакомая знакомой, и говорит, что хочет свадьбу в стиле пьесы Чехова «Вишневый сад». Днем я работала, а ночами готовила свадьбу. Я сделала оформление, всем оно понравилось, начала работать со свадебным агентством и пошло сарафанное радио. Через два месяца я ушла в свободное плавание.

А.: - Сейчас люди приходят по совету, или сами были на какой-то свадьбе, видели наше оформление.

- На мой взгляд, декор – это довольно сложная сфера, работу в которой непросто освоить самостоятельно. Нужно разбираться в материалах, их свойствах, понимать в композиции, цвете и так далее. Нюансов много. Как вы этому учились?

Л.: - Я думаю, что это талант. Нам не кажется все это слишком сложным, мы получаем от этого удовольствие.

А.: - Бывают моменты, когда мы с Людой что-то придумываем, но не понимаем, как это сделать технически. Тогда читаем, консультируемся с кем-то. Если нам нужен строитель, то идем к нему.

Л.: - Например вот случай, когда идея была хорошая, но технически не продуманная. Для одного торгового центра на 8 марта мы делали стену из помпонов. Получилось красиво. Но когда началось мероприятие, включили громкую музыку и модели пошли по подиуму, помпоны начали отваливаться. Мы прикрепили их на двусторонний скотч, полагая, что он выдержит. Визуальный эффект был испорчен. Зато сейчас мы все крепим так, что потом не оторвешь.

- А по каким вопросам со строителем консультируетесь?

А.: - Например, у нас есть металлоконструкция, которая используется как фон, на нее можно крепить различный декор. В 2013 году мы работали с конструкцией фиксированного размера. Потом поняли, что это не так уж красиво и интересно смотрится – не масштабно. Мы посоветовались со специалистами, и сделали конструкцию, которая поднимается под разную высоту потолка, и ее размеры можно по-разному регулировать.

Л.: - За красивой картинкой на самом деле скрывается много технических моментов, но мы научились с ними справляться.

А.: - Или вот еще был у нас проект: газонная стена, настоящий живой газон с червячками. Мы ее делали прямо на свадебной площадке. Когда дело дошло до того, чтобы ее поднять и поставить, то стало понятно, что три девочки совершенно не в состоянии это сделать. Стена весила более 100 килограммов. Хорошо, что в это время на площадке работали строители - они нам помогли. После этого мы стали лучше продумывать техническую сторону. Такие форс-мажоры дорого нам обходятся, хорошо что, только в моральном плане.

Об уникальном декоре

- Вы создаете уникальный декор для каждой свадьбы. Наверняка, он постепенно копится. Что вы с ним делаете?

А.: - Мы его видоизменяем. Например, сами перетягиваем диваны и меняем им цвет. Но, я думаю, что мы в скором будущем будем устраивать распродажи декора. Мы хотим сохранить свою уникальность, и потому не сдаем декор в аренду другим декораторам.

Л.: - Мы ориентируемся на людей, которые хотят сделать что-то крутое и необычное. И бюджет, как ни крути, здесь имеет значение. Декор – это дорого. Нужна хорошая материальная база. И нам как декораторам хочется всегда делать что-то новенькое. Потому мы и заняли принципиальную позицию: мы не даем использовать наш декор без нашего оформления. Если у нас просят наш красивый диванчик, мы его не даем. Какой в этом смысл? Свадьба будет уже не уникальной. Это как стулья из IKEA на выездных регистрациях.

- Есть ли в Барнауле спрос на индивидуальный и дорогой декор? Тем более, что сейчас кризис, люди стремятся экономить.

А.: - Нас часто об этом спрашивают, и мы много думали над этим вопросом. Если будет предложение, то будет и спрос. Люди покупают то, что необычно и стильно. Если они увидят, что бывают мероприятия другого формата, то вдохновятся и захотят устроить для своих гостей именно такой праздник. Ведь при подготовке к свадьбе для того и обращаются к декораторам, чтобы гости пребывали в изумлении от красоты. Будет здорово, если мы сможем хоть как-то повысить уровень свадебных услуг в нашем городе.

Что же касается кризиса, то люди с деньгами есть, и они будут всегда. Кто-то во время кризиса беднеет, а кто-то богатеет. В конце концов нам не нужно, чтобы у нас все дни в сезон были расписаны. Мы лучше сделаем одну-две свадьбы в месяц, но это будут качественные проекты с хорошим бюджетом.

- А хороший бюджет – это сколько?

Л.: - Если говорить про всю свадьбу целиком, то от 1,5 млн. рублей. А если только про декор, то от 100 тысяч. Может быть, со стороны кажется, что мы называем какие-то большие суммы, но если взглянуть на смету по позициям, то понимаешь: на самом деле составляющие не такие уж и большие.

- Сколько свадеб вы делаете в год?

Л.: - Мы не считали, но каждую неделю в сезон точно есть свадьба. У Алены, например, 17 июля в этом году было три свадьбы на четырех площадках. Настоящий квест.

- Какой самый большой бюджет на декор, с которым вы работали?

Л.: - Пока что 120-160 тыс. рублей. Мы собираемся специально посчитать пакеты услуг, чтобы показывать людям, что они могут получить на определенную сумму денег. Потому как бывают разные ситуации. Иногда молодоженам говорят, что они получат прекрасный декор за 60 тыс. рублей. Когда я им считаю смету и этот «прекрасный декор» получается за 170 тыс. рублей, то человек смотрит на меня круглыми глазами и говорит: «Вы вообще о чем?». Потому надо больше конкретики.

А.: - У меня половина из 120 тысяч – это были цветы. Они сейчас очень дорогие, потому мы продумываем варианты не цветочных композиций. Арт-объекты иногда производят гораздо больший эффект. Вообще все стало дороже, чего не коснись: ткани, декор, строительные материалы. Сейчас начнется новый сезон, пойдут невесты, и я представляю, как они будут удивляться и недоумевать от цен на свадебном рынке.

- В связи с этим я знаю о тренде использования на свадьбах местных сезонных цветов: сирени, яблонь и так далее. У вас был такой опыт?

Л.: - С этими цветами есть одна проблема: они быстро увядают, потому что растут без всякой химии и не предназначены для флористических композиций.

А.: - И у нас здесь нет возможности заказать где-то кучу сирени. Даже если найти такой вариант, то по деньгам это не особенно дешевле выйдет.

- Хорошо, а если взять другие материалы – ветки, хвою, камни и так далее.

А.: Да, конечно, используем.

О трендах в свадебном декоре

- Востребована ли в Барнауле красивая сервировка на свадьбу и заказ свадебного текстиля на столы?

А.: - Мы уже думаем об этом второй год. Но еще не нашлась ни одна пара молодоженов, которая была бы готова заплатить за сервировку столов для своих гостей. Сервировка подразумевает европейскую раздачу блюд. А у нас как свадьба построена: за столом все сидят тесным кругом, на него ставится очень много закусок, салатов и так далее. Персонал ресторана часто жалуется на наш декор: «А куда нам блюда ставить?»

В чем смысл европейской сервировки стола? На нем не должно быть никаких закусок и даже бутылок. Официант подходит и доливает напитки. Красивая салфетка, посуда - гости получают эстетическое удовольствие, сидя за столом. И тут же лежит меню, по которому можно сделать заказ. Это работает как ресторан.

- Тогда, наверное, растет бюджет на официантов.

А.: - Да, но опять же, возможно, на еду в этом случае затраты были бы меньше. Также пропадает смысл и в текстиле, и в скатертях, их тоже просто не видно за горами еды.

Л.: - Тем не менее у невест все равно появился запрос на индивидуальность. Медленно, но верно мы идем к этому

А.: - Да, он у всех есть. Но сложно что-то сделать иногда потому, что невесты приходят с мамами. И начинается конфликт поколений: «А что сейчас так делают?», «А как же блины?». И вроде бы невеста говорит, что хочет что-то особенное, но делают все равно как всегда. Нужно как-то искать золотую середину.

Л.: - Опять же мы не призываем людей совсем отойти от наших традиций. Но ведь те же блины можно обыграть совсем по-другому. Не наряжать гостей в цыган. Пусть это будут красивые аниматоры. Люди вкладывают в свадьбу немало сил и денег, чтобы на выходе получить что-то крутое. А иначе, какой в этом смысл?

- Расскажите, какой декор был популярен на свадьбах в Барнауле в 2015 году и что будет популярно, по вашим прогнозам, в 2016 году?

Л.: - У нас набирает обороты гигантизм. Мы начали этим заниматься еще с 2014 года – делали большие цветы, они ни до сих пор используются. Ну и любое преувеличение – огромные бусы, большая луна, большой циферблат и так далее. Все это вносит в свадьбу сказочность.

А.: - В этом сезоне на пике популярности был цвет марсала. Свадеб шесть мы оформили в нем. Цвет красивый, но мы им уже пресытились. Интересно, что многим и раньше нравился бордовый, просто его использовали неправильно. Эти бордовые шторы и скатерти в заведениях, он там ужасно смотрелся и получил репутацию «бабушкиного цвета». А сейчас немного изменили оттенок, по-новому его преподнесли, и он снова стал популярным. Я думаю, что марсала будет востребована и в следующем сезоне, правда, встречаться будет не так часто.

Л.: - Еще мы сейчас отходим от «мелочей» и переходим к большим объектам. Есть такое понятие, как свадебная витринистика – это многоуровневость декораций, объем. Это те объекты, которые хорошо смотрятся на фотографиях, которые производят WOW-эффект. Фуршетные зоны, выездная регистрация, фотозоны, столы гостей, тематические столы и так далее.

А.: - Каждый год мы ищем вдохновляющие нас вещи и картинки. В прошлом году среди этих картинок было 70% свадебных фотографий из разных источников. В этом году у нас только 10% свадебных фото. Остальное – это фотографии природы и окружающего мира, сказки, фильмы, театр, цирк, шахматы и так далее. Мы вдохновляемся окружающим нас миром. Сейчас еще нет яркого тренда сказочности на свадьбе, но у нас есть предчувствие, что вот-вот он придет. И это будет сказка, не как раньше «Алиса в стране чудес» уже «избитая», а именно сказочные мотивы и сказочная атмосфера, например, мистики и леса.

О свадебных площадках

- Есть в Барнауле залы, куда можно прийти и с нуля там создать особое пространство с помощью декора?

А.: - Нет, это одна из наших глобальных проблем.

Л.: - Мы не можем вносить изменения в зал такие, какие хотим. Нам нельзя крепить декор к стенам, потолку, и это грустно.

А.: - Даже порой не разрешают стол передвинуть.

Л.: - В московских заведениях, например, если декораторы хотят что-то вмонтировать в потолок, то это всегда возможно, правда при условии оплаты ремонта (смеется - прим. "Свадьбоделов.ру"). Можно было бы сделать зал, где есть специальные крюки или крепления, чтобы с их мы могли помощью менять пространство. Сейчас, например, очень модно задействовать потолки, заполнять их цветами, лентами. Но нам этого не дают делать. Даже шатры, казалось бы, чистый лист, но и там ничего нельзя: «Люстры наши не трогайте, ничего не испачкайте».

А.: - Причем, когда мы приезжаем с невестой на площадку, нам говорят, что все можно. Когда приезжают сами декораторы с утра, уже оказывается ничего нельзя. Наши заведения не настроены на сотрудничество с декораторами, а зря, конечно.

Л.: - Многие ведут себя как монополисты, даже не могут открыть заведение на час раньше по просьбе заказчика. Они считают, что к ним и так придут люди, хоть с декором, хоть без. Конкуренции у нас мало среди хороших заведений. Площадки нас ограничивают.

О свадебных платьях

- Летом вы создали новый бренд Kocheli и начали шить платья. Дизайнером и модельером выступает Алена Ефремова. Почему решили открыть это направление?

Л.: - Потому что в Барнауле нет платьев. А все, чего нет, мы решаем сделать сами.

- Почему нет? Есть же много салонов и ателье, которые шьют на заказ.

А.: - В салонах продается обычная линейка платьев, какая была еще пять лет назад. Очень редко встречаются нормальные платья, качество ткани зачастую посредственное. Еще есть вариант – обратиться к швее, но он рискованный, знаю по своему опыту. Я шила свое свадебное платье, и если бы я не имела никакого представления о том, какое платье я хочу и как его сшить, то не известно, что бы получилось. Я буквально на каждом этапе говорила швее, как нужно сделать. Но не все невесты обладают таким пониманием.

- А есть ли опять же спрос на необычные платья?

А.: - Да, он начал появляться. Многие невесты ездят в Новосибирск, там побольше выбор, но он тоже невелик. Да даже если посмотреть в мировом масштабе, удачных платьев не так уж много.

- Многим барнаульским невестам жалко даже 20 тыс. отдать за платье на один раз.

А.: - Это правда. Не все, как я, сумасшедшие, и готовы потратиться на свою свадьбу, потом сложить ее всю в сундук и хранить, как реликвию. Мне на платье было не жалко денег, но есть невесты более практичные. Однако можно же сделать свадебное платье не совсем как свадебное. Мы придумываем платья-трансформеры: верх отдельно, низ отдельно. Или допустим это может быть нижнее белье, на которое сверху что-то надевается и получается платье. Есть разные варианты. Ты приобретаешь за 30 тыс. рублей эту вещь и потом можешь носить ее и в обычной жизни. Самый простой вариант – взять красивую фатиновую юбку и кружевной топ к ней, стоит такой комплект в пределах 15 тыс. рублей, а выглядит сильно. Потом и юбку, и топ можно носить.

Л.: - У нас еще много людей, которые не знают, что за те же 20 тысяч можно сшить платье намного лучше, чем купить готовое.

- Вообще в последнее время в городе появилось много дизайнеров одежды. Такой новый тренд.

А.: - Да, они начали выходить в люди, потому что появились клиенты, которые ценят уникальный дизайн.

О создании event-агентства "Бусы"

- Еще я прочитала в вашей группе «Вконтакте», что вы собираетесь стать и event-агентством. Зачем вам это нужно?

А.: - Для нас это логично и необходимо. Когда ты работаешь на свадьбе декоратором и видишь весь процесс изнутри, то понимаешь: если бы сделать еще вот так, то было бы вообще круто. Чтобы иметь возможность это воплотить, нужно быть организатором. Тогда ты сможешь все правильно расставить, объяснить людям, как будет лучше и удобнее. Например, та же шоу-программа имеет большое значение. Но в этой сфере мало кто горит желанием сделать что-то новое, когда проще позвонить и взять готовый номер. Мы хотим делать авторские номера совсем другого уровня.

- То есть вы хотите набрать свою команду артистов?

А.: - Да.

Л.: - Нам надоело смотреть на эти одинаковые свадьбы. У всех танцуют одни и те же известные коллективы. И никто не пытается сделать что-то особенное. Невеста приходит и говорит, что хочет сделать не как у всех, а в итоге все равно получается, как у всех. Декораторы могут сделать каждый раз новый декор, но если три подруги придут к одному организатору, то все остальное будет одинаково. Мы для каждой свадьбы делаем новый декор, поэтому и не зарабатываем.

А.: - Существует много разных направлений, в которых можно развиваться. Мы хотим сделать свою небольшую империю – к этому идем (девушки переглядываются и улыбаются - прим. "Свадьбоделов.ру"). И наши планы распространяются за границы сферы свадебного декора. Именно поэтому мы решили стать еще и организаторами свадеб. По сути, кто такой организатор? Это человек, который не имеет навыков "работы руками", и при этом собирает команду подрядчиков для свадьбы. Он находит людей и им доверяет.

- И все контролирует.

А.: - Как можно проконтролировать весь процесс создания, например, декора, если на это уходит от месяца до полугода? Никто же не приходит и не следит за тем, как ты это делаешь, какие материалы используются, и точно ли все это будет выглядеть так, как планировалось. Для организатора конечный результат является точно таким же сюрпризом, как и для молодоженов. Молодожены даже активнее интересуются процессом. Мы же как раз и контролируем все, начиная от производства подушечки для колец, заканчивая аркой. Случись что, мы в считанные минуты можем исправить любую ситуацию. То же самое будет и с нашими авторскими номерами.

- Но кроме этого есть же еще и другие составляющие: фотограф, ведущий и так далее.

А.: - Фотограф – это "элемент", который может меняться от свадьбы к свадьбе, у каждого тут свой вкус. Речь идет о каких-то технических моментах, за которые нужно нести ответственность организатору. И как нам кажется, мы можем нести за них полную ответственность.

Л.: - А что касается ведущих, то у них тоже все программы не меняются из года в год. Здесь мы бы тоже хотели внести свою лепту, делать под каждую свадьбу индивидуальный сценарий. Привлечь какого-то ведущего, которому это самому было бы интересно.

А.: - Когда мы декорируем свадьбу, то с пяти утра на площадке. Мы первые кто приезжает, и последние, кто уезжает со свадьбы. В работу организатора должно входить намного больше обязанностей, чем это представляют сейчас, чтобы на самом деле сделать свадьбу легкой и незабываемой.

- Возможно, эти проблемы есть просто потому, что профессия свадебного организатора в России только начала создаваться, она новая. В том же США свадебному рынку уже как минимум 50 лет, и там все иначе.

Л.: - Да, так и есть. И качество услуг свадебных организаторов у нас на самом деле не на высоком уровне. Не одна невеста мне уже жаловалась.

- А какие были претензии?

Л.: - Организаторы не отслеживают детали. Например, на торте должен был быть топер, организатор отдал его официантам, а они забыли его поставить, организатор не проследил. Или мама невесты бегала и решала какие-то проблемы с горячим.

А.: - Конечно, эти ситуации вроде бы и мелочь, если посмотреть на них в масштабе всей свадьбы, это всего 1%. Но он так или иначе влияет на общее впечатление, задевает людей. После того, как невеста обращается в агентство, у нее начинается череда встреч с разными свадебными специалистами. И многие моменты потом забываются, а в последний день оказывается, что того нет или другого нет. И часто спрашивают с декоратора. Например, про свечки для домашнего очага все постоянно забывают. Я, конечно, их делаю за 30 минут, но это ведь неправильный подход. В нашем случае получится, что мы будем следить за всей сметой и невеста обо всем будет спрашивать с нас.

- Нет ли здесь обратной стороны: сейчас вы отвечаете только за декор, а придется еще за кучу разных моментов. Нагрузка вырастет.

А.: - Мы планируем расширять штат сотрудников.

Л.: - На каждой свадьбе будет ответственный декоратор, менеджер проекта.

А.: - Мы по-прежнему будем прорабатывать концепцию свадьбы, а исполнение будет под нашим контролем. Мы уже и сейчас с Людой не сидим постоянно в студии, тем более Люде, у которой совсем маленькая дочка Ульяна, это непозволительно. Нужно уметь грамотно распределять свой труд.

Читайте также:
Цвет года 2016 по мнению Pantone: сочетание пастельных оттенков розового и голубого
Съемка предложения руки и сердца в стиле стимпанк на алтайском озере
Выездная свадебная церемония на воздушном шаре для Даши и Димы
5 5 4