686

​Фотограф Андрей Вагнер: «Для меня свадьба – это праздник, а не пьянка»

Фотосъёмка свадьбы

Андрей Вагнер известен в Барнауле в первую очередь как фотограф, который специализируется на съемке свадеб. Он был в числе тех людей, которые в «нулевых» годах первыми в городе подхватили новый тренд, кардинально изменивший представление о свадебной фотографии. Именно тогда свадебная фотосъемка стала восприниматься не как создание стандартных документальных снимков, а как настоящее искусство. Андрей Вагнер рассказал HappyWD.ru о красоте и странностях русских свадеб, а также о том, почему несмотря ни на что он любит их снимать.

Стулья, диваны, пейзажи

- Каждая свадьба интересна по-своему, в каждой – есть своя изюминка, двух одинаковых свадеб – не бывает.

- Кто-то говорит, что свадьба – это обычная пьянка, но я отношусь к ней все-таки как к празднику. У людей счастье, чувства, эмоции зашкаливают. Ну в деревне еще, может быть, ночью пьяные гости могут поехать резать свинью. Я на такие свадьбы не езжу. Хотя сейчас и в деревнях стали понимать, что свадьба и фотографии с нее должны быть красивыми.

- Свою первую свадьбу я снял где-то во второй половине 1990-х, когда мне было 14 или 15 лет. У моего знакомого старший брат женился и искал фотографа. Все знали, что я увлекаюсь фотосъемкой, я в фотокружке занимался с 11 лет. Поработал, всем понравилось. Потом долгое время я не снимал свадьбы, считал, что это дело бомбил, никакого творчества в свадебной фотосъемке в то время не было. В загсе – фото стоя, фото сидя, потом – жених с невестой на руках, потом Речной вокзал, памятники и стандартные фото на банкете. Все. Мне было интереснее снимать рекламу. Тогда армяне делали много мебели, вот я и фотографировал стулья да диваны для первого в Барнауле глянцевого журнала «Престиж».

- Мое представление о свадебной съемке изменила учеба в Германии. У меня там родственники живут, и в 2000 году появилась возможность пройти стажировку, мне было 17 лет. Я испытал шок. В Германии уже в то время снимали свадьбы на средний формат со студийным светом, генераторами. Важно было все – геометрия, свет, цвет, композиция. У нас о таком подходе к свадебной фотосъемке в то время даже не слышали.

- Где-то в 2002 году я открыл вторую в городе «цифровую» фотостудию формата «фото на документы» на ул. Молодежной, 3. И примерно тогда же решил поколымить на свадьбах. Дал объявление в газету «Купи-Продай», в те времена это было модно. Портфолио у меня не было, и первым своим клиентам я показывал фото пейзажей (увлекался тогда туризмом и пейзажной съемкой). Ну а потом уже появилось и свадебное портфолио.

- Первое время я учился, смотрел, как другие фотографы работают, старался, конечно, но все же как к искусству к свадебной съемке не относился. Пожалуй, менять этот рынок начали фотографы Максим Морозов и Денис Нечаев. Они оба очень увлекались интернетом, черпали информацию оттуда. Потом я тоже подключился к этому процессу, и все стало развиваться, появились мастер-классы всякие и так далее.

- Хорошо дела пошли, когда я придумал делать альбомы со свадебными фотографиями в подарок. Попался мне как-то один богатый клиент, я много ему всего снял, он мне много заплатил. Я подумал: «Столько денег человек потратил, надо его как-то отблагодарить». Ну и поехал купил фотоальбом 500 фотографий, красиво упаковал и отдал ему. Он был в восторге, так я и решил дарить альбомы на постоянной основе. Со временем их сменили фотокниги. Они и сейчас популярны. Правда в этом году будут в два раза дороже из-за роста курса валют. Стоимость бумаги сильно выросла – с 2,6 тысяч до 5,4 тысяч рублей за рулон.

- Я видел отчет, где говорилось, что Барнаул занимает четвертое место в России по уровню цен на свадебное фото. Первое – Москва, второе – Питер, третье – Новосибирск, а потом – мы. Я в прошлом году в августе снимал свадьбу за 45 тыс. рублей - полный свадебный день плюс дополнительно фотокниги, минибуки. И такая стоимость не только у меня.

Клиенты – «свои» и постоянные

- Каждый фотограф – в душе психолог. Смотришь на людей, которые приезжают, и сразу понимаешь – будешь с ними работать или нет. Иногда приходит пара, он весь на понтах и пальцы веером, невеста соответствующая, и начинают права качать. Я сразу называю какую-нибудь космическую цену за свои услуги, и они уезжают. Важно, чтобы фотограф и молодожены были совместимы психологически, ведь придется весь день вместе провести.

- Некоторые люди не понимают, в чем разница между фотографом за 5 тысяч рублей и за 45 тысяч. Когда я называю свой ценник, многие удивляются, говорят, а вот такой-то снимает за 5. Я прошу показать его фото в интернете, вижу, что абсолютно непрофессиональные работы, а они не видят. Я таким говорю: «Ну раз вы не видите разницы, то зачем платить больше?». Все просто – есть твой клиент, а есть не твой. Бывают и другие случаи. Невеста придет ко мне с намерением нанять фотографа за 10 тысяч, а когда увидит мое портфолио, понимает, что готова мне заплатить и 25. Иногда даже кредиты берут на это.

- Раньше часто мы заключали с молодоженами два договора, один реальный, а другой – для родителей. Потому что родители не понимали, за что платить «такие деньги» фотографу, «фотограф не должен стоить больше 10 тысяч, потому что я за них месяц на заводе работаю». Ну понятно, что на заводе тяжело. Но и у нас работа нелегкая. Люди не понимают, что сначала надо оборудование купить на полмиллиона и обновлять его, аренда офиса опять же. Если все это посчитать, то зарабатываем мы не так уж и много. Я всегда говорю молодоженам: делайте свадьбу для себя. И вот последние свадьбы 60-70% пар идут в банк, берут кредит 300-400 тысяч, все делают, как сами хотят, а потом потихоньку рассчитываются.

- Ко мне часто приходят старые клиенты. Некоторые женятся и разводятся по три раза, и каждый раз заказывают съемку у меня. Кто-то разводится уже на второй день после свадьбы, но фото все равно забирают, правда, часто не могут разобраться, кто за них должен заплатить – жених или невеста.

Особый подход

- Самое сложное и важное в свадебной фотосъемке – это передать эмоции. Чисто теоретически фотография – это рисунок светом. А практически – это воспоминания, которые остаются после свадебного дня, их ни за какие деньги не продашь, будешь хранить всю жизнь. Потому очень важно передать чувства и атмосферу, которая царила на свадьбе. Я несколько лет назад выигрывал конкурс фотографии – получил первое место за передачу эмоций. Снимок тот сделал на барнаульской свадьбе, невеста танцевала со своим папой под песню «Пригласи отца на белый танец» и расплакалась. Я и так и этак ее пытался сфотографировать. В итоге получились такие слезы шикарные!

- Бывают пары совсем «мертвые». К ним нужен особый подход. Я начинаю шутить, анекдоты какие-то травить, они расслабляются. Или иногда отойдешь от них просто подальше, они забывают про меня, начинают просто гулять, общаться, в своем мире существуют, а я незаметно работаю.

- Классические свадебные снимки у загса тоже нужны – для бабушки. А то она посмотрит, как молодожены гуляют в полях и скажет: «Что это за сенокос, мы когда целину поднимали, разве этого не видели?».

- На свадебном банкете бывают интересные моменты для съемки. Но фотограф правит балом до банкета, а на банкете главный – ведущий. Многое зависит от него.

- «Тамада» – для меня страшное слово. В прошлом году я попал на одну свадьбу с тамадой. Эти баяны, переодевания – вообще не смотрится. Хорошо, когда ведущая интеллигентная и конкурсы аккуратные. В 2013 году у меня женился друг в Барнауле, он сейчас человек состоятельный. Заказал у меня не только фотосъемку, но и попросил организовать для невесты сборы – найти ей парикмахера, визажиста, чтобы все «под ключ». Мы обговорили заранее, что свадьба будет в европейском стиле – никаких ряженых. Диджею сказали, что если он включит «О Боже, какой мужчина», то не сносить ему головы. В итоге на банкете играла популярная спокойная музыка из кинофильмов, номера живой музыки. Гости в основном просто общались, проводились какие-то небольшие опросы. В итоге шесть часов пролетели незаметно. Я на этом банкете отдыхал.

- Сделать красивые фото можно в любом месте. Нужен только красивый свет и хорошая оптика.

- Как-то раз я снимал свадьбу в Казахстане. Там было человек 300 гостей. По их меркам – это небольшая свадьба. У них все начинается в шесть утра и заканчивается ровно через сутки. Банкет – в шесть вечера, и сначала говорят старейшины. Они говорить могут долго, и их никто не имеет права перебивать. Закончили они часов в 12 ночи, и только после этого начался праздник. Невеста не садилась весь банкет.

- Года три назад меня часто приглашали на свадьбы из других городов (Томск, Омск), сейчас почему-то если куда и зовут, то в Горный Алтай. Вообще мне бы хотелось поснимать настоящую европейскую свадьбу, например, в Германии. Однажды даже звали, но у меня не получилось приехать из-за работы здесь. Еще как-то раз звали на Маврикий, но тоже не смог поехать.

Время бегать

- Свадебных фотографов стало очень много. Зайди «ВКонтакте»: там каждый второй – фотограф. Причем 80% этих фотографов снимать не умеют. У меня уже знакомые шутят: давай мол переходи на видео, мы тебя заказами завалим. С видеографами, говорят, сложнее. Но я не снимаю видео.

- Раньше клиенты находили меня сами. Теперь наступило совсем другое время – фотографы должны бегать за клиентами. Звонить им, писать по сто раз, уговаривать. Мне такие методы работы не близки.

- По моим ощущениям, сейчас самый эффективный способ продвижения – это профили и группы в соцсетях, особенно «ВКонтакте». Все другие виды рекламы лично мне клиентов не прибавляют. Я всегда спрашиваю у молодоженов, как они обо мне узнали. Обычно слышу два ответа: чьи-то рекомендации или соцсети. Фотографы делают акции, скидки, чтобы заманить клиентов, но даже они не работают. Раньше я участвовал в свадебных выставках, которые проходили в «Сибэнергомаше», платил организаторам 2 тысячи рублей и находил там бывало по 10 заказов. Сейчас выставки проводят маленькие, а за участие в них берут раз в пять больше. Я лучше сына отдохнуть куда-нибудь за эти деньги свожу.

- Кроме фотосъемки свадеб я ищу другие способы заработка. Например, делаю выпускные фотокниги для школ и детских садиков. У меня в офисе знакомая сделала небольшую детскую парикмахерскую, сама там работает. Ее клиенты становятся моими, и наоборот.

Текст: Ирина Лопухова.

Фото из архива Андрея Вагнера.

Читайте также:
Брайан Ворли и Оксана Флэнэгэн: «Смелые и образованные люди еще могут завоевать рынок свадебных услуг в странах СНГ»
Советы профессионала: как правильно взаимодействовать со свадебным фотографом